Благодаря своему географическому положению, Неаполь стал колыбелью уникального архитектурного стиля, впитавшего лучшие достижения различных школ. Этому способствовала так же практика привлечения мастеров их других культурных столиц. Так, например, в эпоху готики наиболее интенсивным было влияние французов, во времена поздней готики и раннего Возрождения их место заняли испанцы и тосканцы.
В XVII веке неаполитанская архитектура переживала затишье. Новые здания практически не строились, архитекторы в основном были заняты обновлением фасадов и внутренней отделки уже существующих сооружений.
А вот в XVIII — начале XIX века архитектура в Неаполе достигла настоящего расцвета. Именно тогда этот город стал одним из признанных центров позднего барокко и классицизма – именно в это время здесь появились королевские дворцы в Каподимонте, Портичи и Казерте.
Королевский дворец Каподимонте
Королевский дворец Портичи
Королевский дворец в Казерте
Архитектором П.Бьянки (Paolo Bianchi) в Неаполе была отстроена церковь Сан-Франческо-ди-Паола.
Церковь Сан-Франческо ди Паола
Неповторимость своего характера неаполитанская архитектура утратила после объединения Италии.
Развитие неаполитанской скульптуры ознаменовано шедевром Тино да Камаино (Tino di Camaino) «Надгробие Марии Венгерской», созданным в XIV веке. Эпоха раннего Возрождения отмечена работой Донателло (Donatello) и Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo Michelozzi) «Надгробие Бранкаччи». Так же визитной карточкой неаполитанской школы этой эпохи стали работы А. Росселлино и Ф. Лаураны, на произведениях которых учились и которым пытались подражать местные мастера.
Скульптура Неаполя XVI века характеризуется работами Б. Ордоньец, Дж. Санта-Кроче, П. Бернини и М. Наккерино.
В XVII веке на первый план выдвинулись местные фамилии Фанцаго (Fanzago), Финелли (Finelli) и Виначча (Vinaccia) – их представители были авторами великолепного декора алтарей и капелл городских храмов, а также в культовых сооружениях окрестностей Неаполя.
В XIX – начале XX века в лоне неаполитанской скульптурной школы выкристаллизовалось творчество знаменитого В. Джемито (Vincenzo Gemito) – одного из крупнейших итальянских скульпторов-веристов, учителем которого был неаполитанец С. Лист.
В.Джемито (Vincenzo Gemito) — автопортрет
Самыми известными скульптурными работами мастера являются «Водонос», «Танцующий сатир», «Продавец лепешек».
Эти и другие работы мастера сегодня можно увидеть в Национальном музее и галерее Каподимонте. Веризм Джемито, умело синтезирующего традицию и современность, повлиял практически на всех больших мастеров пластики Италии ХХ в.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.