Королевская капелла Сокровища святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro), заступника Неаполя, является главным символом собора Успения святой Марии, возвышающегося среди узких и извилистых переулков исторического центра Неаполя.
Рождение капеллы святого Януария связано с трудными для города годами первой половины XVI века, когда разворачивались международные военные конфликты, происходили извержения Везувия и разразилась эпидемия чумы.
Согласно некоторым источником, причиной всплеска болезни стала вода, отравленная по приказу французского генерала Лотрека, осадившего с войсками Неаполь во время войны Коньякской лиги. В то же время извержение вулкана, сопровождаемое серией ежедневных землетрясений, внесло свой печальный вклад в бедствия неаполитанцев.
В связи с этими событиями жители города решили обратиться за помощью к святому мученику и покровителю Неаполя Януарию. В январе 1527 года, в годовщину переноса мощей святого из Авеллино в Неаполь, горожане дали обет возвести в его честь новую и красивую часовню в главном соборе. Чтобы придать большее значение данному обещанию, избранными представителями от народа был подписан документ, заверенный нотариусом.
Строительство часовни, которое началось 8 июня 1608 года, было поручено архитектору Франческо Гримальди, уже хорошо известному в Неаполе. Для осуществления замысла были снесены некоторые существующие постройки: ораторий святой Марии, церковь святого Андрея, три часовни и несколько городских домов. После смерти Гримальди в 1613 году руководство работами перешло к Чеккардо Бернуччи, а затем к Джовану Джакомо ди Конфорто.
Храм был возведен без какой бы то ни было финансовой поддержки Ватикана. Его освящение состоялось 16 декабря 1646 года при участии кардинала Асканио Филомарино. Благодаря нескольким папским буллам, королевская капелла обрела автономию от епархиальной курии и получила управление светскими городскими властями.
Капелла святого Януария имеет не только важное религиозное значение для жителей Неаполя. Она является воплощением культуры барокко и высокого художественного мастерства. В оформлении часовни принимали участие самые именитые художники Италии. Фрески, выполненные, в основном, болонцем Доменикино Дзампьери и мастером из Пармы Джованни Ланфранко, делают интерьер капеллы квинтэссенцией барочной живописи.
В 1646 году Массимо Станционе и Джузеппе де Рибера внесли последние штрихи в интерьер церкви. В течение трех лет Рибера создавал одну из лучших своих работ: необыкновенно выразительный запрестольный образ на правой стороне часовни, представляющий выходящего невредимым из печи святого Януария. Слева располагается алтарь с работой «Обезглавливание святого Януария», выполненный Доменикино в 1640 году.
Главный алтарь из порфира в центре пресвитерия создал известный архитектор Франческо Солимена. Его украшает серебряный барельеф, изображающий перевод мощей святого из монастыря Монтеверджине в Неаполь. Работу выполнил мастер Джован Доменико Виначча между 1692 и 1695 годами. В двух нишах за алтарем, скрытых за серебряными дверцами, дарованными королем Испании Карлом II, хранятся главные священные реликвии – прозрачные сосуды с высохшей кровью святого Януария. Вход в капеллу представлен узорчатыми воротами из латуни и бронзы, разработанными Козимо Фанцаго в 1630 году и завершенными спустя 30 лет.
Среди многочисленных статуй капеллы выделяется бюст святого начала XIV века с хранящейся в нем частью черепа. Три прованских ювелира работали над торжественной скульптурой, выполненной из золота и серебра и покрытой ризой с геральдическими символами Анжуйской династии. В 1712 году было решено украсить бюст митрой, на создание которой у золотых дел мастера Маттео Трелья ушло более трех с половиной тысяч драгоценных камней: алмазов, изумрудов и рубинов. Митра считается одним из 10 чудес сокровищницы святого Януария и одним из самых ценных предметов в мире, поэтому была перенесена в помещение музея при капелле.
На хорах по сторонам апсиды расположены два органа, сконструированные в 1649 году мастером Помпео де Франко. Инструмент слева является самым старым действующим органом в Неаполе и дошел до наших дней в неизменном виде. Правый орган был значительно перестроен в 1902 году Джованни и Пьетро Петилло.
По обе стороны от боковых алтарей, между пилястрами, поддерживающими барочный купол, находятся 4 меньших алтаря. Сам купол был расписан Доменикино и Джованни Ланфранко со сценой Рая.
За правым боковым алтарем открывается вход в сакристию и часовню Непорочного Зачатия. Проход вдоль стен и свода украшен фресками 1744 года Франческо и Николы Марии Росси, выполненными в объемной технике «тромплёй», а также овальными картинами Винченцо Фато со сценами Воскрешения Лазаря, Исцелений больного водянкой, слепого от рождения и дочери хананеянки.
Вдоль стен сакристии установлена мебель XVII века, выполненная Дионисио Ладзари, используемая сегодня для хранения богослужебных и священных предметов облачения. Купол украшен изящной лепниной Андреа Фальконе и овальной фреской Луки Джордано со святым Януарием во славе. На дверцах шкафов размещены овальные медальоны XVIII века со сценами из жизни Иисуса Христа.
Купол часовни Непорочного Зачатия также декорирован лепниной, фигурами херувимов и фресками Луки Джордано, также работавшего в натуралистичной технике «тромплёй». Написание центральной картины свода было завершено Джакомо Фарелли. Над алтарем часовни Непорочного Зачатия находится полотно «Освобождение одержимой» Доменикино, завершенное после его смерти художником Массимо Станционе.
С 2003 года в смежном с часовней помещении находится музей Сокровища святого Януария, представляющий пожертвования святому в знак умилостивления, которые преподносились в течение 7 столетий королями, папами и известными представителями неаполитанской и европейской аристократии. Помимо драгоценной митры, в нем представлены дорогие ткани, украшения, бюсты, уникальная коллекция серебряных изделий и ценное собрание живописи.
Три раза в году, когда сосуды выносятся к верующим во время празднеств, можно наблюдать чудо разжижения и закипания крови святого Януария. Это происходит в первую субботу мая в память первого перемещения мощей святого в Неаполь, 19 сентября на годовщину казни святого и 16 декабря в праздник чудесного спасения города от извержения вулкана.
Если удивительного превращения не случается, то верующие считают это плохим предвестием. Как следствие несвершившегося чуда, в XVI столетии в Неаполе разразилась эпидемия чумы, в 1939 году началась Вторая мировая война, в 1980 году произошло серьезное землетрясение, жертвой которого стало 3000 человек. Не явилось чудо закипания и в декабре 2016 года.
В воскресенье график работы собора с 8:00 до 13:00 и 17:00 до 19:30
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.