Неаполитанская история коней из Петербурга

По обе стороны садовых ворот Королевского дворца в Неаполе расположились две скульптуры – известные на весь мир «Укротители коней», созданные гениальным П. Клодтом. Этими шедеврами восхищались петербуржцы 19 века – ведь в то время они были установлены на Аничковом мосту и украшали его на протяжении двух лет! Что произошло потом?

Неаполь Кони из Петербурга

Из Северной столицы в Неаполь

Великолепные бронзовые изваяния юношей с лошадьми были установлены на западном берегу Аничкова моста в 1841 году. На другом берегу находились такие же композиции, фигуры которых были сделаны из гипса, покрашенного в тон бронзы. Они служили временным украшением. Их место должны были занять отлитые из бронзы оригиналы.

Однако бронзовые скульптуры так и не добрались до восточного берега Фонтанки – прямиком из литейного цеха они были отправлены в Берлин, так как Николай Первый подарил их прусскому монарху Фридриху Вильгельму IV. Так они и стоят там по сей день.

Неаполь Кони из Петербурга

Причем здесь Неаполь? Дело в том, что когда вновь отлитые лошади заменили собой гипсовые эрзацы, их узрел Фердинанд II и был невероятно восхищен. Николай I преподнес их венценосному ценителю прекрасного за гостеприимство, которым была встречена российская императрица во время ее поездки в Италию.

Таким образом, второй дубль петербургских коней был переправлен в Неаполь, а Клодт удостоился Неаполитанского ордена. К слову, несмотря на то, что Николай Первый относился к Клодту без особой теплоты, и даже недолюбливал, он в полной мере признавал его талант и считал его творения в высшей степени прекрасными. Поэтому считал эти произведения искусства достойным подношением европейским королям.

Кони петербургского барона – «третье чудо Неаполя»

Когда скульптуры украсили собой ворота дворцового сада, местные газеты начали пестреть дифирамбами обретенному произведению искусства. Новость возвещала о том, что отныне город может похвастаться тремя чудесами. Первым своим достоянием неаполитанцы называли скульптуру Джузеппе Санмартино, выполненную в 1753 г. — снятое со креста тело Христа под прозрачной мраморное пеленой. Второй гордостью считалось полотно Эспаньолетта «Снятие Спасителя со Креста». Третьим шедевром стали бронзовые скульптурные композиции с конями из Петербурга.

Таким образом, сегодня в Неаполе можно насладиться созерцанием оригиналов, сотворенных Клодтом, а на Фонтанке установлены их близнецы — более поздние варианты.

Неаполь Кони из Петербурга

 

Добавить комментарий

>