К юго-западу от площади Plebiscito, напротив королевского дворца, возвышается монументальная базилика Сан-Франческо ди Паола (Basilica reale pontificia di San Francesco di Paola), считающаяся одним из наиболее важных образцов неоклассической архитектуры во всей Италии. Церковь возведена во имя святого Франциска Паоланского, покровителя Калабрии, откуда происходила династия неаполитанских Бурбонов.
Восшествие на престол Неаполитанского королевства наполеоновского маршала Иоахима Мюрата совпало с началом городского переустройства, основанного на светских принципах.
Проект реформ, в частности, затрагивал преобразование пригородной зоны с садами и монастырями, которая позже станет площадью Plebiscito. Французский маршал приказал снести все религиозные здания на этой территории и обустроить в честь своего имени площадь Gran Foro Gioacchino. Среди представленных проектов Советом гражданских сооружений был выбран план Леопольдо Лаперуты, который предполагал строительство полукруглой колоннады из 48 столбов с грандиозным амфитеатром в центре для проведения народных собраний.
Строительство началось в 1809 году, но не было доведено до конца из-за изгнания Мюрата из Неаполя и реставрации Бурбонов. Четырьмя веками ранее святой Франциск ди Паола предсказал, что однажды на этом месте будет возведена церковь и пространство вокруг нее станет самым большим и важным в городе. Король Фердинанд I, в качестве обета святому Франциску за его помощь в сражениях за трон, решил возвести церковь в центре строящейся колоннады.
Объявленный конкурс проектов был выигран швейцарским архитектором Пьетро Бьянки, который частично переделал старый план Лаперуты, чтобы удовлетворить все пожелания короля. По требованию Фердинанда I высота купола не должна была превышать здание Королевского дворца, расположенного напротив. Строительство было поручено Доменико Барбайе, и 17 июня 1816 года состоялась закладка первого камня.
Оформление фасада было закончено через 8 лет, а внутреннее убранство к 1836 году. Спустя три года в базилике были установлены статуи евангелистов и других проповедников. Окончательные работы были завершены в 1846 году. Церковь, чей внешний облик был вдохновлен римским Пантеоном, предстала олицетворением неоклассицизма. Кроме того, благодаря привилегии, предоставленной папой Григорием XVI, базилика Сан-Франческо да Паола, управляемая монахами-минимитами, стала первым храмом в Неаполе с алтарем, обращенным на запад.
В церковь ведет короткая лестница из ценнейшего каррарского мрамора. Строгий фасад представлен портиком с шестью ионическими колонами, выполненными Карло Беккалли. На треугольном фронтоне базилики размещена статуя святого Франциска работы Джузеппе дель Неро, а также статуя святого Фернандо Кастильского и скульптура, олицетворяющая религию, выполненные Генрихом Конрадом Швайкле.
Вход в церковь представлен тремя порталами, центральный из которых изображает торжественное открытие храма Фердинандом II, распятие, эмблему святого Франциска и две сцены из его жития. По обеим сторонами атриума базилики размещены две часовни, покрытые куполами. Левая часовня посвящена душам чистилища и содержит полотно Луки Джордано с изображением святого Онуфрия, картину Паоло ди Маттеиса, посвященную Троице, а также работы других художников, таких как Раффаэле Постильоне и Джузеппе Бонито. Часовня справа посвящена Святому Причастию. В ней установлен алтарь из разноцветного мрамора XVIII века, увенчанный образом святого Франциска кисти неизвестного мастера. Стены капеллы украшают полотна неаполитанских художников.
В сакристии представлены картины «Пречистая Дева» Гаспаре Ланди и «Обрезание Господне» Антонио Кампи, а также ранее хранившиеся в замке Нуово работы Джакомо дель По и полотно «Святой Антоний с Младенцем и святой Марией Магдалиной» неизвестного автора.
Диаметр центрального зала церкви составляет 34 метра. Его пол выложен геометрическими узорами из цветного мрамора. Вдоль всего периметра церкви возвышаются 32 колонны из мондрагонского мрамора, заканчивающиеся коринфской капителью с бурбонскими лилиями. Колонны и 8 пилястр держат массивный барабан центрального купола с трибунами для королевского двора. Над алтарем и главным входом расположены скульптуры, символизирующие христианские добродетели, выполненные из позолоченного дерева.
Три часовни с левой стороны церкви украшены картинами Томмазо де Виво, изображающими смерть святого Андреа Авеллино и Непорочную Деву Марию, и полотном «Преставление святого Иосифа» Камилло Гуэрра. Три капеллы справа расписаны сценами из жизни святого Франциска ди Паола. Алтари перемежаются со статуями святого Афанасия Великого, Августина Блаженного, святых евангелистов Марка, Иоанна, Матфея и Луки, святого Амвросия и святого Иоанна Златоуста.
Главный алтарь базилики был разработан в 1751 году известным флорентийским архитектором Фердинандо Фугой и первоначально предназначался для церкви Святых Апостолов. Он был изготовлен из порфира и украшен лазуритом и агатом. Над алтарем расположена картина Винченцо Камуччини, которая представляет святого Франциска ди Паола, воскрешающего своего племянника Николу.
Церковь располагается прям на площади (Piazza Plebescito), в 5-10 мин хотьбы от указанных остановок
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.